Новый подход

Автор: Петр Лаврентьев

В Тверской области, как и во многих других регионах страны, газоснабжающей организации пришлось столкнуться с рядом проблем. Назначенный в прошлом году генеральным директором ООО «Тверьрегионгаз» Вадим Михайлов рассказал «РГ» как опыт в банковской сфере помогает ему решать вопросы газоснабжения и как вверенное ему предприятие выходило в прошлом году из кризиса неплатежей.

Российская газета: Вадим Алексеевич, до того как возглавить региональную компанию по реализации газа (РГК) в Тверской области вы семь лет работали заместителем генерального директора ООО «Воронежрегионгаз». На какой должности тяжелее – быть первым или замом?

Вадим Михайлов: Не буду оригинален, если скажу, что быть первым, конечно, тяжелее. Или ты идешь за танком, которым является генеральный директор, отвечающий за всю работу компании в целом, или таким танком являешься ты сам. Это, как говорится, две большие разницы. Но насколько работа первого лица тяжелее, настолько же она интересней.

РГ: Вы перешли в «Газпром» из банковской сферы. Насколько тот опыт оказался востребован сейчас в «Тверьрегионгазе»?

Михайлов: Сразу уточню, что свою работу в структурах «Газпрома» я начал опять-таки именно в банковской сфере – в воронежском филиале «Газэнергопромбанка», который до недавнего времени входил в группу ООО «Газпром межрегионгаз». Если же рассуждать об опыте, то отмечу главное — работа в кредитных организациях учит диалогу с клиентом, чтобы, образно говоря, влезть в его шкуру, понять его проблему и, соответственно, вместе с ним найти ее решение, чтобы оно устраивало и банк, и его самого. Здесь требуется умение где-то применить жесткость, а где-то , наоборот, пойти навстречу и согласиться на компромисс.

Надо, при этом отметить, что деятельность кредитных организаций ведется в условиях жесткой конкуренции, тогда как в нашем случае РГК является единственным поставщиком газа в Тверскую область. Но это отнюдь не значит, что мы не должны придерживаться клиентоориентированного подхода. В нашей работе он также необходим. Это касается, например, проблемы получения лимитов для наших потенциальных покупателей. Одно дело, когда этот процесс идет долго, преодолевая различные трудности, и совсем другое – когда все соответствующие вопросы решаются быстро и оперативно.

Это касается также проблемы возврата дебиторской задолженности – темы весьма болезненной для большинства региональных газоснабжающих организаций в регионах.

РГ: Тверская область здесь не является исключением?

Михайлов: К сожалению, нет. Более того, к моменту прихода нашей команды в «Тверьрегионгаз» (это май прошлого года) финансовое состояние в компании было очень тревожным ввиду стремительного роста задолженности предприятий энергетики. Если, например в 2009 году, «дебиторка» не превышала 200 млн рублей, то к лету 2010 года ее объем перевалил за полмиллиарда. Поэтому первоочередной задачей была необходимость остановить негативное развитие ситуации и постараться максимально взыскать долги, накопившиеся у наших потребителей перед компанией.

РГ: Из-за чего возникла такая ситуация?

Михайлов: Здесь комплекс причин. Во-первых, ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» (ТГК-2), представленная в регионе Вышневолоцкой ТЭЦ, а также тремя ТЭЦ в Твери – ТЭЦ-1, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, передала эти свои мощности в аренду юридическим лицам, которые осуществляли расчеты с потребителями и поставщиками, но не имели у себя на балансе каких-то адекватных имущественных активов. Такая ситуация давала им возможность накапливать задолженность, не опасаясь какой-либо имущественной ответственности.

Во-вторых, в 2010 году областной администрацией был установлен «социальный» тариф на производство тепловой энергии. Если почти во всех регионах он вырос в пределах 15%, то в нашем регионе его увеличение было ограничено 8–9%. Намерения областных властей были самые благие, но для многих теплоснабжающих организаций такой тариф оказался смерти подобен, поскольку у них образовался значительный объем выпадающих доходов, связанных с разрывом роста цен на газ (примерно 15%) и тепло.

Кроме того, тепловики страдали от деятельности посреднических структур, работающих в системе ЖКХ, в лице управляющих компаний в муниципалитетах, которые своевременно не перечисляли им средства. Причем встречалась и такая практика, когда некоторые из посреднических организаций просто накапливали долги, а потом банкротились, уступая место новому юрлицу, не отягощенному никакими обязательствами.

РГ: Как вам удалось справиться с этой ситуацией?

Михайлов: Задача была в том, чтобы создать стимулы потребителям платить за газ. Достичь этого результата можно было лишь путем разумного компромисса между жесткими мерами, такими как отключения газа наиболее злостным неплательщикам, и наоборот, оказанием содействия нашим клиентам в целях повышения их платежеспособности.

Во втором случае речь идет о том, что мы совместно с ними активно взаимодействовали с администрацией области в целях оказания поддержки теплоснабжающим организациям. В частности, региональные власти признали и согласились изыскать средства на компенсацию выпадающих доходов компании «Тверские коммунальные системы» – нашего крупнейшего должника. Кроме того, губернатор Дмитрий Зеленин поддержал нашу позицию в отношении взыскания с муниципальных образований задолженности обанкротившихся предприятий ЖКХ, накопившейся за несколько лет.

Применялись и другие методы. В частности, мы предложили нашим «дебиторам» вариант «пятьдесят на пятьдесят». То есть, вы возвращаете нам половину долга – мы на 50% обеспечиваем вам подачу газа. Остальная половина долга реструктуризировалась, но с учетом обязательного погашения до начала отопительного сезона. На эту схему согласились многие наши потребители.

РГ: И результат?

Михайлов: Примерно за 4 месяца нам удалось сократить объем «дебиторки» более чем в 3 раза.

РГ: Можно ли сказать, что сейчас кризис миновал и ситуация стабилизировалась? И какие на текущий момент задачи вы считаете первоочередными?

Михайлов: Очень надеюсь, что самое страшное позади, но это не повод для самоуспокоения. Проблема возврата дебиторской задолженности еще далеко не решена, поэтому мы и дальше будет упорно вести работу по снижению «дебиторки», а также прилагать все усилия, чтобы ситуация прошлого года больше никогда не повторялась. На текущий же момент главная задача это благополучно пройти зиму, обеспечивая бесперебойные поставки «голубого топлива» населению и предприятиям Тверской области. От нашей работы во многом зависит, чтобы в домах у тверяков всегда были тепло, свет и газ.